Как восстановить старый аккумулятор автомобиля
При всем многообразии моделей и типов автомобилей, все они собраны из узлов, блоков и механизмов, выполняющих четко определенную роль. Свои задачи в этой инженерной конструкции стоят и перед аккумулятором, ценник которого нельзя назвать дешевым. В случае выхода АКБ из строя, не спешите утилизировать это устройство: после правильного восстановления автомобильный аккумулятор будет работать даже лучше нового.
Роль аккумуляторных батарей в системе
Аккумулятор в автомобильной конструкции решает сразу две задачи:
• осуществляет запуск силового агрегата, который состоит из , сцепления и коробки передач;
• обеспечивает питание всей бортовой сети при выключенном двигателе.
Без АКБ автомобиль не заведется и встанет на прикол.
Причины, из-за которых аккумулятор может выйти из строя:
– неправильное обслуживание устройства;
– игнорирование рекомендаций официального производителя о своевременной зарядке аккумулятора, использовании только стационарного зарядного устройства и т.д.
Как устроена аккумуляторная батарея
Аккумуляторы с момента их изобретения постоянно совершенствовались с целью увеличения срока эксплуатации аппарата и его производительности. В инженерных инновациях применялись появляющиеся новые материалы с улучшенными характеристиками.
Автомобильные аккумуляторные батареи состоят из закрытой пластмассовой емкости, внутри которой расположены формировочные баки с пластинами разной полярности. Баки делают из эбонита, стекла или деревянных заготовок со свинцовым покрытием, а для производства пластин используются специальные сплавы. Основное пространство емкости заполнено серной кислотой.
Принцип работы АКБ
Серная кислота необходима для образования гальванической пары. Когда ток поступает к клеммам, внутри аккумулятора запускается процесс накопления электроэнергии в аккумуляторной батарее, которая на определенном этапе уже сама становится источником тока со сверхнизким напряжением в 12 вольт – условно безопасным для здоровья и жизни человека.
Когда водитель, отправляясь в рейс, включает стартер, происходит разряд автомобильного аккумулятора. В процессе работы мотора батареи в обязательном порядке должны восполнять затраченное электричество, но так бывает не всегда. Причины, по которым у АКБ не хватает мощностей вращать стартер, определяет специалист.
Какими бывают неисправности аккумулятора
Наиболее распространены следующие причины выхода из строя АКБ:
• Сульфатация пластин.
Признаки: быстро падающая емкость батареи, нехватка мощности для вращения стартера, повышенное напряжение на выходах, перегрев пластин и электролита.
• Нарушенная целостность пластин, а для угольных – их осыпание.
Признаки: потемневший цвет серной кислоты. В этом случае аккумулятор восстановлению не подлежит.
• Замыкание рядом расположенных пластин секции.
Признаки: горячие стенки секции, выкипающий электролит. В данном случае возможно восстановление аккумулятора путем замены вышедших из строя пластин.
• Несоблюдение правил хранения (особенно в зимний период) и эксплуатации АКБ.
Признаки: повреждение корпуса емкости и свинцовых пластин. В этом случае не может быть и речи о восстановлении аккумулятора.
Реанимация аккумуляторов
Неисправный источник тока возвращают к жизни пошагово.
Действие первое
После снятия клемм с аккумулятора его тщательно осматривают. Покрытые налетом свинцовые электроды очищают ветошью, а его выводы – наждачной мелкозернистой бумагой. Слой порошка на электродах может быть разной толщины и разного цвета (зеленого, белого, синего). Кстати, контакты, покрытые таким порошком, во многих случаях являются основной причиной слабой работы стартера.
Действие второе
Оно более сложное, поскольку включает цепочку: зарядка – разрядка аккумулятора. АКБ сначала правильно заряжают, а затем полностью разряжают.
На сегодняшний день в продаже имеются современные приборы с такой уникальной функцией. В импульсных стационарных аппаратах эти два противоположных действия заложены, как говорят, «в одном пакете» чтобы вести борьбу с неприятным процессом сульфатации пластин на самой начальной стадии.
Старые зарядные устройства потребуют от исполнителя большого терпения, поскольку при силе тока в десять раз меньшей самой емкости батареи, на подзарядку уходит в среднем десять часов. В этом наглядно убеждает такой пример: для зарядки батареи емкостью 75 А/ч определяется ток в 7.5 Ампер.
Когда зарядное устройство старого образца завершит свою работу, приступают к процессу разрядки батарей. Для этого используют обычную автомобильную лампочку: подключают ее к АКБ и ждут, когда она перестанет гореть. После того, как лампочка полностью потухнет, ее убирают, а аккумулятор вновь подключают к зарядному устройству.
Вот так, через строго последовательные циклы, происходит реанимация источников тока для автомобилей.
Действие третье
Если в аккумуляторе произошло короткое замыкание, используют специальную десульфатизирующую присадку. Для восстановления АКБ потребуется несколько дней, потому что присадка полностью растворяется в электролите в течение двух суток. Этот ингредиент добавляют в электролит с плотностью 1.28 г/куб. см.
По истечении двух дней полученное жидкое средство заливают в батарею и еще раз проверяют плотность. Если новый показатель остался прежним или оказался очень близким к этой цифре (1.28), проводят несколько последовательных циклов зарядка/разрядка аккумулятора.
Во время зарядки необходимо наблюдать за электролитом. Если он не кипит, а стены емкости имеют температуру окружающей среды и не нагреваются, то можно в два раза снизить величину поступающего тока.
Через два часа вновь измеряют плотность электролита, и если получают снова номинальное значение, то процесс зарядки завершают – аккумулятор полностью восстановлен и готов к работе.
В случае изменения показателя плотности электролита в большую сторону, его разбавляют дистиллированной водой. Если показатель плотности ниже 1.28 г/куб. см, доливают серную кислоту. В обоих случаях после корректировки плотности аккумулятор снова ставится на зарядку.
Ускоренная зарядка
Принцип зарядки аккумулятора ускоренными темпами следующий:
1. АКБ заряжается и после этого из нее сливается электролит.
2. Емкость промывается дистиллированной водой и заливается на час раствором (трилон Б – 2% и аммиак – 5%). В некоторых случаях промывку повторяют.
3. Выполняется повторная промывка водой, после чего емкость заполняется свежим электролитом.
4. Аккумулятор ставится на полную зарядку.
Чтобы батареи служили долго и надежно, не надо предпринимать сверх усилий: просто следите за чистотой аккумулятора и раз в полгода делайте ему полную зарядку стационарным устройством.