Поиск и устранение токов утечки в автомобиле
Для владельца машины вполне возможна такая неприятная ситуация, что выйдя утром заводить автомобиль, он обнаруживает полностью разряженную аккумуляторную батарею. Еще вчера не было никаких проблем, а сегодня с утра машина мертвая. Как правило, это случается даже не утром, а после длительного простоя на стоянке. Причина такой неприятности заключается в появлении утечки тока. Посмотрев этот обзор, вам станет понятно, каким образом искать утечку тока и как исправить эту проблему.
Возможные причины
Аккумулятор имеет сравнительно небольшой размер, и приличную емкость. Он вынужден работать в тяжелых условиях эксплуатациях, при низких и высоких температурах, постоянной вибрации, сохраняя на все время службы надежность, большую внутреннюю проводимость, низкий уровень саморазряда. Все время его работы он заряжается крайне нестабильным током с генератора. В общем, жизнь у него тяжелая, а ответственность большая.
В машине, особенно последних поколений, потребителей электричества много и часть из них не отключаемые – сигнализация, компьютер, имобилайзер. Бывает, в машине забывают снять питание с освещения, тем самым разрядив аккумуляторную батарею. Другой путь разряда аккумулятора, это поврежденная проводка, неправильно подключенные провода, загрязнения клемм и тому подобные проблемы. В особо тяжелых случаях проводка может сильно нагреться и вызвать возгорание машины. Для устранения такого фатального сценария, лучше профилактически выполнить диагностику утечек тока и исправить найденные проблемы.
Необходимая оснастка
Прежде чем начать исправление, требуется определиться, куда уходит разряд. На внешнюю утечку тока или проблема в самой аккумуляторной батареи. То есть требуется выполнить диагностику токовых потерь на машине. Выполняется процедура не сложно, но потребуется некоторый инструмент:
— измерительный прибор, амперметр. Лучше подойдет цифровой прибор, у него точность измерения выше. Но можно воспользоваться и стрелочным;
— для записи измерений понадобится ручка и бумага;
— инструмент, ключ на клеммы батареи;
— для защиты рук пригодятся обычные перчатки;
Также вам потребуется помощник и личное желание выполнить работу.
Измерения тока
Целью всей работы является выполнение работ таким образом, чтобы стало лучше, чем было. Поэтому перед работами, надо подготовиться теоретически и практически. На машине требуется отсоединить от питания все потребители, которые не относятся к штатным устройствам – магнитола, усилитель, регистратор, навигатор. Снять лампы с потребителей, срабатывающих на открытие дверей – салонный свет, в багажном и подкапотном отделении. Далее убрать ключ из замка зажигания, обеспечить себе свободный доступ в подкапотное пространство. Снять только плюсовой провод с аккумуляторной батареи и вспомнить уроки физики школы. Измерения будем выполнять на основе двух законов: ток равен напряжению, деленному на сопротивление, а мощность вычисляется произведением тока на напряжение.
Первоначально измерения делаем так. Берем амперметр, выставляем максимальный предел измерений и включаем его между свободной клеммой и снятым проводом. Постепенно понижая предел измерения тока, добиваемся показаний. Это тот ток, который постоянно уходит с аккумулятора на машину при отключенном зажигании. В норме считается потребление около 50 мА. При слишком завышенном значении результата измерения, надо искать куда уходит заряд, если измерения показали меньшие значения, тогда с машиной все в порядке (в части электрооборудования, а не аккумулятора).
Ищем утечку тока
В случае если измерения не дали удовлетворительного результата, придется искать проблемное место. Для этого надо одному смотреть на прибор, включенному в ту же цепь, а другому выполнять манипуляции. Для этого открывается панель предохранителей, и начинается изъятие их по очереди с постоянным контролем показаний прибора. Если при снятии одного из них произойдет резкое уменьшение показаний, значит именно эта цепь отвечает за утечку тока. В случае работы в одиночку, обязательно открыть окна, т.к. могут сработать замки, и заблокировать салон.
Для уточнения причины, которая отвечает за потери, хорошо иметь схему. Тогда станет видно, какие именно устройства подключены к той цепи. Где вынимали предохранитель. В любом случае, для дальнейшего сужения области поиска, надо отключать поочередно все, что подключено на эту цепь с постоянным контролем показаний. Когда выяснится, что мешает, надо его демонтировать и заменить, правильно подключить или отремонтировать.
Возможна такая ситуация, что все предохранители убраны, а ток все равно потребляется больше нормы. Тогда надо проверить те потребители, которые не защищаются. К таким местам относятся мощные потребители – стартер, генератор и система зажигания. Действуя аналогично, отключая проводку, найти место утечки.
Диагностика генератора
Генератор ответственный и сложный прибор, поэтому его можно посмотреть только на явные нарушения. А в случае неисправности отдать его в ремонт профессионалам. Для проверки надо восстановить проводку, завести машину и померить напряжение на его клеммах. Для этого прибор перевести в режим измерения напряжения. Если этого не сделать, прибор сразу сгорит. Потенциал должно быть в пределах до 14 вольт, далее включаются все потребители энергии. Падение не более чем до 12,6 вольт нормальное, если опускается ниже, генератор неисправен.
Диагностика сигнализации
Сигнализация постоянно включена в цепь питания, поэтому ее повреждения критичны для тока потребления. Надо найти провод питания сигнализации, отключить его и в разрыв подсоединить амперметр. Ток потребление должен быть малым и в режиме ожидания и в режиме охраны, не более нескольких десятков мА. Ток возрастает только в момент срабатывания датчиков и при управлением замками.
Аккумулятор тоже ломается
Если причина не найдена, а аккумулятор стабильно разряжается, значит проблема в нем самом. От длительной эксплуатации осыпается токопроводящие пластины и замыкаются сами на себя. Тем самым идет ток саморазряда. Тут может помочь только замена батареи.