ГАЗ-23 «Волга» ,— советский легковой автомобиль среднего класса производства Горьковского Автомобильного Завода. выпускался с 1962 до 1970 года на базе обычного седана ГАЗ-21. пришел на смену ГАЗ-М-20Г на базе ГАЗ-М-20 «Победа» был заменён ГАЗ-24-24 на базе ГАЗ-24 «Волга» второго поколения. Официально в закрытых документах именовался «быстроходный автомобиль» или «машина сопровождения» (неофициальное название — «догонялка») и являлся более мощной версией базового автомобиля для КГБ и других спецслужб СССР и союзных соц.стран, в продаже для рядовых или «номеклатурных» граждан не был.
Содержание
Предыстория
Ещё с 1930-х годов на Горьковском автозаводе малыми сериями выпускали быстроходные автомобили среднего класса для силовых ведомств. Выпускались такие машины на базе «Эмки» ГАЗ-М-1 (вариант с американским Ford Flathead V8), затем «Победы» (ГАЗ-М-20 Г с 90-сильным двигателем от «ЗИМа»).
Разработка форсированного ГАЗ-23 на базе нового массового автомобиля ГАЗ-21 «Волга» началась с 1959 года группой под руководством Б. Дехтяра [1]. При этом был применён ряд оригинальных конструктивных и технологических решений, в частности, двигатель устанавливался с наклоном вдоль оси коленвала на 2° с большой точностью для предотвращения задевания за детали подкапотного пространства при работе [1] .
Общие сведения
Автомобиль выпускался с 1962 года и имел отличия адаптацией к установке восьмицилиндрового двигателя модели ЗМЗ-23 (на базе ЗМЗ-13 от «Чайки») объёмом 5,53 литра с автоматической коробкой передач [2] .
Двигатель представлял собой мотор от «Чайки» ГАЗ-13, но с целым рядом уникальных деталей [3]. Автоматическая коробка передач отличалась от «Чайки» только блоком переключения ,— у ГАЗ-13 использовались кнопки, а у ГАЗ-23 ,— подрулевой рычаг [3]. На части автомобилей рычаг был оформлен внешне под стандартный для ГАЗ-21 с МКПП, часть машин имела рычаг и квадрант-указатель режимов работы от ГАЗ-М-21 с автоматической трансмиссией [3]. Известны и иные варианты, но они с большой вероятностью являются самоделками [3] .
Кузов автомобиля был серьёзно усилен, в частности имел усиленные наваркой дополнительных полос металла передние лонжероны и полностью оригинальную маску радиатора, отличающуюся по форме от ГАЗ-21. Масса автомобиля возросла более чем на 300 кг [1] .
В багажнике некоторых экземпляров устанавливался балласт (часто обозначемый как «свинцовая плита») для улучшения развесовки [1] (однако сохранившихся экземпляров с балластом или креплениями для него не известно [3] , впрочем, практически все сохранившиеся машины существенно переделаны).газ 23 По другой информации, установка балласта производилась уже на местах, и в его роли использовались, в частности, бордюрные камни.
Из-за жёсткого температурного режима, значительно модифицирована были система тормозов ,— автомобиль получил новые тормозные барабаны, изготовленные по оригинальной технологии, тормозные колодки повышенной износостойкости [1]. главный тормозной цилиндр оригинальной конструкции (от ГАЗ-21 с АКПП, похож на цилиндр ГАЗ-13). Применялась оригинальная тормозная жидкость АСК на основе изоамилового спирта в смеси с касторовым маслом [1]. Усилитель тормозов на ГАЗ-23 никогда не устанавливался [3] .
Подвеска также была модифицирована. Спереди стояли усиленные пружины с прутком увеличенного диаметра, а в задней подвеске ,— оригинальные рессоры с листами увеличенной толищны (6,5 ,мм, у ГАЗ-21 ,— 6 ,мм кроме коренного листа, который имел толщину 6,5 мм) и рычажные амортизаторы, скорее всего ,— от ГАЗ-21 ранней модификации с более мощными клапанами от «ЗиМ»-а. [3]
Автомобиль имел одну выхлопную трубу, в которую в самом конце выпускного тракта были сведены две трубы, идущие от выпускных коллекторов двигателя [1] (в отличие от сдвоенного выхлопа на ГАЗ-13). Главная пара заднего моста была оригинальной разработки, с передаточным отношением 3,38 [1]. Позднее её стали ставить и на «Чайки» (до этого на них был пара с отношением 3,58) [3]. Сам картер моста и полуоси были штатными.
Максимальная скорость со всеми этими модификациями по результатам испытаний превысила 170 км/ч, но в технические условия была внесена цифра 160 км/ч [1] (ГАЗ-21 со штатным двигателем разгонялась до 130 км/ч). Разгонная динамика также значительно улучшилась ,— вместо 34 секунд базового седана и 18 секунд «Чайки» ГАЗ-23 с АКПП разгонялся до 100 км/ч за 16 секунд [1] .
Технические характеристики
Число мест (включая водителя) . 5,
длина: 4850 ,мм,
ширина: 1800 ,мм,
высота: 1650 ,мм,
колёсная база: 2700 ,мм,
Колея передних колес (по грунту): 1410 ,мм,
Колея задних колес: 1420 ,мм,
Низшие точки автомобиля (с полной нагрузкой):
поперечина передней подвески: 200 ,мм,
труба глушителя: 190 ,мм,
картер заднего моста: 190 ,мм,
Радиус поворота (по колее наружного переднего колеса): 6,3 ,м,
Углы свеса (с полной нагрузкой):
передний: 24°,
задний: 19°,
Сухой вес (без нагрузки, воды, масла, бензина, запасного колеса и инструмента): 1610 ,кг,
Наибольшая скорость . 160 км/час (по документации, реально более 170),
Тип: бензиновый, четырёхтактный карбюраторный,
Число и расположение цилиндров: восемь, V-образное расположение,
Диаметр цилиндров: 100 ,мм,
Ход поршня: 88 ,мм,
Рабочий объём: 5,53 л.,
Степень сжатия: 8,5,
Мощность максимальная: 195 л. с. при 4400 об/мин.,
Крутящий момент максимальный: 42 кгм при 2200 об/мин.,
Блок цилиндров: из алюминиевого сплава, с «мокрыми» съемными гильзами из чугуна,
Коленчатый вал: из высокопрочного чугуна, четырёхколенный, пятиопорный,
Карбюратор: типа К-114, четырёхкамерный, балансированный, с падающим потоком,
Гидротрансформатор: трёхколесный, с водяным и воздушным охлаждением масла, коэффициент трансформации ,— 2,4,
Коробка передач: планетарная, трехступенчатая, с автоматическим переключением передач и рычажным включением,
Передаточные числа:
I передача: 2,84,
II передача: 1,62,
III передача: 1,00,
Задний ход: 2,00,
Карданная передача: открытого типа, имеет два вала с промежуточной опорой и три кардана с игольчатыми подшипниками,
Главная передача: коническая, гипоидная, передаточное число ,— 3,38.
Модификации
- ГАЗ-23 ,— базовая модель,
- ГАЗ-23А ,— с механической коробкой передач (опытная),
- ГАЗ-23А1 ,— со спецоборудованием,
- ГАЗ-23Б ,— с улучшенной отделкой,
Кроме того, существует информация о существовании очень небольшого количества ГАЗ-23 в кузове ГАЗ-22 (то есть, универсалов). Например, упоминается, что такая машина работала в конструкторско-экспериментальном отделе (КЭО) ГАЗ в качестве киносъёмочной машины с высокими динамическими возможностями, способной опережать колонну испытываемой техники для подготовки к съёмке.
Производство и распространение
Всего с 1962 по 1970 год было выпущено более 600 таких автомобилей [1]. По данным исследователя вопроса Дмитрия Гвоздева, точно 603 экземпляра, причём основной выпуск пришёлся на 1963, а также на 1962 и 1970 годы [3]. Большинство известных машин было выпущено в 1962 году.
Автомобиль находил широкое применение в Комитете госбезопасности. в частности, использовался для сопровождения колонн правительственных лимузинов «Чайка» и «ЗиЛ» а также для патрулирования на высокой скорости.
Надёжность и долговечность автомобиля, вопреки встречающимся слухам, были высоки, а эксплуатация и обслуживание производились технически грамотными, подготовленными специалистами, советы которых часто помогали конструкторам автомобиля в его дальнейшем совершенствовании [1] .
После выработки ресурса автомобили списывались, и по большей части были уничтожены. Часть, однако, тем или иным путём перешла в личное пользование граждан, благодаря чему определённое количество экземпляров сохранилось до нашего времени. Исследователю вопроса и владельцу одного из сохранившихся экземпляров Дмитрию Гвоздеву в настоящее время известны 12 автомобилей в России и на Украине, преимущественно выпущенных в 1962 году, из которых часть в ходе эксплуатации утеряла оригинальные двигатель и трансмиссию, и теперь имеют четырёхцилиндровые моторы [3] .
Подробно рассказано об этом автомобиле на сайте владельца такой машины и исследователя вопроса ,— Дмитрия Гвоздева, также, существует Клуб владельцев «Волг» с V8 .
Примечания
газ 23
Волга по заказу КГБ СССР
Газ-23 ( это 21, волга с V8 )
Газ-2424 ( это 24, волга с V8 )
Газ-2434 ( это 2410, волга с V8 )
Газ-31013 ( это 3102, волга с V8 )
На модификации ГАЗ-2424 и ГАЗ-2434, в народе прозванные «догонялками» устанавливали «чайковские» моторы V8 (5,33 л, 195 л. с.)
-ЗМЗ-24-24: устанавливался на ГАЗ-24-24. Один четырёхкамерный карбюратор. 195 л.с.
-ЗМЗ-503.10: то же самое, но модернизированное, устанавливалось на ГАЗ-24-34 и 31013. 195 л.с. По моим наблюдениям, более распространён, чем следующий вариант.
-ЗМЗ-505.10: «горячая» версия ЗМЗ−503, облагороженная двухкарбюраторным питанием от ГАЗ-14. Мощность судя по всему 220 л.с. как у ГАЗ-14, или немного менее того. Ставился на 24-34 и 31013. Топливо — АИ-98 или АИ-95. Это по данным на 1979 год. Для справки, на ГАЗ-13 топливо было АИ-93.
газ 23